Зотова Людмила Викторовна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Круговорот воды в природе"Экспериментальное занятие в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Количество детей: подгруппа Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Активизировать их знания о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.). Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Задачи: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. ; 2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека; 3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога; 4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы; 5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде. 6. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Предварительная работа: 1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2. Проведение экспериментов с водой (см. «Картотеку опытов»). 3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5. Чтение художественной литературы по теме «Вода». Материал для занятия: кроссворд, образовательный фильм о «Круговороте воды в природе», фрагменты картинок, объясняющие круговорот воды в природе, прозрачные стаканчики, ложки, молоко, вода, краски, красители, сахар, уксус, яйца) Ход ЗАНЯТИЯ:I часть: Вводная (информационно-познавательная) Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в страну исследователей, но прежде чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. А отгадывать кроссворд мы будем с помощью загадок. 1. Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (ответ: Снежинка) 2. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет. (ответ: Сосулька) 3. Сильным, слабым он бывает, И осенним, и грибным, Все растенья поливает, Урожай чтоб лучше был. (ответ: Дождь) 4. Кто бежит по горным склонам, Тараторит сам с собой И в густой траве зелёной Прячет хвостик голубой? (ответ: Ручеек) А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет снежинку, сосульку, дождь и ручеек. (Это все вода) Какое слово у нас получилось? (Вода). Правильно, «Вода». Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода? (Жидком, твердом, газообразном). Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.). Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.). Молодцы ребята Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи давайте начнем наши эксперименты. II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) Ребята ответьте мне, что находится перед вами. (разовые стаканчики, ложки, вода, сахар, краски, красители и т. д.) Опыт 1. Какой формы вода? Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода? (ответы детей: да, нет) Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель предлагает взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Опыт 2. Какого цвета вода? Обратите внимание у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится ( сок , вода) Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом) Сок, какого цвета ( желтоватого, а вода (бесцветная) Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. (ответы детей: да, нет) А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет? (ответы детей) Давайте проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель берет (2-х человек) и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам. Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей, скажите, что будет, если я еще раз перелью воду (она опять поменяет цвет) Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. Опыт 3. Вода – растворитель. Ребята давайте попробуем сделать «Радугу в стакане» Сейчас мы поделимся на группы, я обращаю ваше внимание, что перед каждым из вас стоят пустые стаканчики, каждый стаканчик имеет свой номер, какой номер стоит на стаканчиках столько ложок сахара необходимо положить в стаканчик. Все справились с данным заданием. (ответы детей) Теперь каждый из вас добавляет по две ложки воды, и размешивает содержимое стаканчиков до тех пор, пока сахар не растает. Следующим этапом мы берем краситель и высыпаем в стаканчик. Еще раз помешаем. Все справились с заданием? (ответы детей) Теперь мы с Вами начинаем с пятого номера, по очереди потихоньку добавлять свой цвет в пустой стакан. Обращаю Ваше внимание на то, что цвета не смешались, у нас получилась радуга в стакане. А теперь вопрос чем отличается этот опыт от предыдущего. (мы добавили сахар) Выводы: вода не имеет формы и цвета, она прозрачная, на ее свойства влияют компоненты, которые в нее попадают, то есть если я положу в воду сахар она будет. сладкой, соль. соленой и т. д. Плотность воды зависит от количества растворенного компонента. Молодцы, теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка «Дождик». Капля первая упала – кап! (хлопок) И другая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели (Руки вверх) Кап, кап, кап капельки запели, Намочились наши лица, мы их вытирали. Туфли посмотрите мокрыми стали, Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём. От дождя мы убежим (топаем на месте) Под кусточком посидим! (приседаем и руки над головой домиком). А сейчас я предлагаю Вам выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе. Работать мы будем группами по 2-ва человека. Перед Вами находятся вырезанные детали, нам же необходимо собрать картинку. Скажите, какие детали перед Вами. Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки) Правильно. Теперь я предлагаю положить горы, от них бежит река, по бокам от реки растет трава, в верху играет солнышко. Теперь я предлагаю Вам от реки поставить стрелки. Около солнышко расположим голубые облака так мы отметим процесс испарения воды, чуть чуть дальше располагаем по два дождливых облака так мы отметим процесс выпадения осадков. Вот мы с Вами и составили картину по «Круговороту воды в природе» Молодцы. 15 октября 2020 в 18:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.